Родителям



Когда ребёнок не любит читать,
это приводит родителей в ужас.
Насколько оправданы наши переживания?

Неверно говорить, что дети стали  читать меньше, чем родители в их возрасте, просто они читают другую литературу. Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?
       Серьезные книги ребёнка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии - просто его интересует другое. Он обожает слушать музыку, играть в футбол и т.д.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НЕ ПРОБЛЕМА, ЕСЛИ ЕМУ ИНТЕРЕСНА ЖИЗНЬ ВООБЩЕ.
       Родители уверенны: если ребенок полюбит чтение, ему будет легче учиться, он станет целеустремленнее и вообще многого сможет добиться. «Но жизненный успех от любви к чтению напрямую не зависит, - утверждают детские психологи. - Наоборот, принуждая ребенка, мы провоцируем поведение, которое ему не свойственно: он начинает придумывать, как приспособиться к старшим, как избежать крика или даже наказания за то, что он мало читает. Непроизвольно он учится зависимому стилю поведения».
Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус».
Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в 1 классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы. Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Всё для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили в покое.
ГЛАГОЛЫ «ЧИТАТЬ», «МЕЧТАТЬ» ИЛИ «ЛЮБИТЬ» НЕ ТЕРПЯТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.
Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Всё это тоже чтение, и его надо уважать, - говорят психологи. - Оно обогащает воображение, помогает познавать себя и окружающий мир. Нет чтения плохого или хорошего, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет». Отнеситесь к детскому чтению без предубеждения, это облегчит жизнь и вам, и детям.
НЕРЕДКО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ ПРИХОДИТ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЕГО ПЕРЕСТАЮТ НАВЯЗЫВАТЬ.



11 советов, чтобы превратить чтение
 в удовольствие.

1.    Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал  «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребёнком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.

2.  Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой.… А через некоторое время спросите: ну расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!


3.   Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.


4.  Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить  истории в картинках.


5.  Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.


6.  Спросите у его друзей, что они читаютНаступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.


7.   Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории…. Может он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.


8.   Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.


9.   Запишите его в детскую или районную библиотекуБиблиотекари помогут сделать выбор.


10.  Ходите вместе в книжный магазин, когда там не очень много народу. Если ребёнок выберет книгу, которая вас почему-то не устроит, идите на компромисс: мы купим её, а ты сам будешь её читать, а вместе почитаем то, что нравится мне.


11.     Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросов для контроля: как ты понял? чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.



1.Уважать его интересы
Чтение - один из путей познания мира. Желание читать придёт, если тема интересна ребёнку.
2.Избегать давления
В ситуации принуждения он непроизвольно учится зависимому стилю поведения.
3.Дать ему выбор
Развитие ребёнка и его успехи (в чтении) зависят от разнообразия его жизненных интересов.